Штатный тренер в компании: плюсы и минусы.

В последние года всё чаще в российских компаниях, наряду с менеджером по персоналу, встречается должность тренера (или локального тренера). 
Задачи штатного тренера - помогать обретать определенные навыки, способствовать сплочению команды и др.

Основными функциями тренера в компании могут быть:
  - решение задач обучения персонала, совершенствования необходимых для работы навыков;
  - организация и проведение тренингов (продаж, введения новичков в организацию и т.д);
  - оптимиация бизнес-процессов с применением тренинговых методик;
  - осуществление коучинга для персонала компании.

Это один из примеров набора функций, которые может выполнять тренер в компании. Однако чаще всего внутренний тренер занимается обучением новых сотрудников.
Больше всех заинтересованными в «своем» тренере выступают торговые компании, которые периодически набирают продавцов и менеджеров по продажам. Должность внутреннего тренера актуальна и в компаниях, избравших своей стратегией «выращивание» специалистов из привлеченных молодых людей и выпускников вузов. Таким образом, тренер постоянно обучает группы новых сотрудников специфике работы компании, формирует и тренирует специальные навыки, необходимые в повседневной работе (телефонные продажи, навыки ведения переговоров с клиентами, навыки эффективной коммуникации и тд.). Если раньше среди вакансий кадровых агентств практически не встречались вакансии  штатных тренеров, то сейчас таковые то и дело появляются на сайтах агентств по подбору персонала.

Каким же требованиям должен отвечать штатный тренер предприятия? В зависимости от возлагаемых на него обязанностей требования могут различаться. Крайне желательным является наличие у тренера высшего образования и опыта работы не менее 3-х лет в той сфере (например, продажи) в которой он будет проводить обучение персонала.
Одним из главных требований для кандидата на должность тренера является прохождение специальных курсов бизнес-тренеров, работа в тренинговых компаниях.
Среди личных качеств, присущих тренеру, особое внимание работодатель уделяет его коммуникабельности, обаянию, харизматичности. Эти качества помогают тренеру лучше управлять группой обучающихся и оказывать на сотрудников позитивное влияние.
Если говорить об оплате и условиях работы тренера в предприятии, то они так же отличаются в разных компаниях. Тренер может разрабатывать программы тренингов и проводить их по несколько раз в месяц для разных групп сотрудников согласно разработанному отделом персонала графику обучения. Такая форма работы применяется в компаниях, постоянно набирающих персонал для распространения рекламной продукции, осуществления телефонных продаж. Тренер в этом случае является занятым ежедневно и получает фиксированную ставку, как сотрудник отдела управления персоналом.
В другом случае тренер может уделять проведению тренингов для сотрудников компании несколько дней в месяц (свободный график работы) и получать оплату за свою работу из расчета стоимости одного дня тренинга. Так предпочитают работать компании, в которых тренинги проводятся по мере необходимости (например, тренинг навыков презентации накануне проведения самой презентации) либо, согласно утвержденному графику, раз в два-три месяца. В остальное время тренер может выполнять некоторые из обозначенных выше функций.
В работе внутреннего тренера в компании есть свои плюсы и минусы. Плюсами безусловно являются: постоянный, хорошо знакомый тренер, знающий специфику компании, настроение персонала и особенности стиля руководства. Такой тренер всегда знает, что именно необходимо персоналу его компании, согласно каким требованиям специфики расставить акценты в обучении сотрудников.
Наряду с этим в содержании штатного тренера есть и свои минусы: обучение сотрудников часто проходит с применением одних и тех же методик; стиль проведения тренинга в независимости от его темы остается одинаковым; тренер постоянно взаимодействует с коллективом и поэтому не обладает возможностью абстрагироваться от ситуации, внести новую идею.
Именно эти минусы нередко приводят к уходу тренера из компании.
Основных причин ухода две:
1) тренер уходит по собственному желанию, так как желает профессионально расти и не тренировать постоянно одни и те же навыки у все новых и новых сотрудников;
2) компания заинтересована в обучении персонала с применением новых методик, в новом стиле, с привлечением нового опыта, и все это могут обеспечить только новые тренеры либо тренинговые компании.
Так или иначе, сегодня заметна тенденция к увеличению интереса руководителей предприятий к привлечению в свой штат постоянного внутреннего тренера.

Закрыть