Экономический кризис: Пора анализировать ошибки

С осени 2008 года в России кризис – об этом не слышал только ленивый. Бизнес немедленно среагировал на происходящее, потуже завязав пояса и переходя на режим экономии. В сложившихся условиях «затянуть пояс» значило для многих лишь одно: часть сотрудников была уволена, причем мало кто знал, кому пора искать новое пристанище. Некоторые сразу же бросились на поиски работы, часть сотрудников избрала своей политикой сидение на чемоданах, игру в «ромашку»... Летом 2009 года наметились положительные экономические тенденции и пора проанализировать ошибки, совершенные в панике – в будущем пригодится.
Когда стало очевидным – кризис есть, руководители компаний задали себе вопрос: какой политики по отношению к персоналу им придерживаться? И часто принимали кардинальные меры. Между тем весомая часть аналитиков рынка, и рынка труда в частности, считали и считают кризис хорошей возможностью выйти на лидирующие позиции, стоит только эту возможность правильно использовать. 
Если увольнение в организации – та мера, без которой нельзя обойтись, следует подойти к ней более чем внимательно. Главное - нельзя держать персонал в неведении, заставлять его находится в подвешенном состоянии. Необходимо заранее предупредить о том, что компания собирается принять некоторые шаги по выходу из кризисной ситуации, в том числе шаги по увольнению отдельных сотрудников. Донести до работников мысль, что тяжело всем, а не только работникам конкретной организации – первоочередная задача руководителей. Эффективно также держать сотрудников в курсе дел: появился новый клиент, ушел клиент (тоже кризис подкосил), есть деньги или нет. И тут же очертить круг потенциальных претендентов на увольнение. Почему стоит предупреждать? Мало таких, кто способен долго находится в нервном ожидании, и первыми уйдут («лучше самому, чем тебя») первоклассные специалисты, более уверенные в себе и своих возможностях. Для организации такие потери могут оказаться слишком дорогими - уход профессионала нередко приравнивается к уходу трёх линейных сотрудников. 
Между тем, сложная экономическая ситуация полезна, поскольку заставляет часть руководителей задуматься об эффективности функционирования штата предприятия, отдельных его служб и подразделений. Чётче вырисовываются приоритетные направления, то, на чем следует сосредоточить основные усилия. 
Офисные сотрудники – наиболее уязвимая категория штата, попадающая под Дамоклов меч первой, особенно на производственных предприятиях, где функциональный костяк – само производство, цеха и технический персонал, обслуживающий станки и производственные линии. Ряд организации сразу же оптимизировали персонал, установили жесткую бюджетную дисциплину, оптимизировали некоторые бизнес-процессы. Административный персонал сократился, однако в итоге получил эффективную команду. 
Кризисная ситуация – это время для переосмысления лояльности сотрудников к компании, последний довод к увольнению людей, которые вызывали нарекания во время работы в обычном режиме. 
Были компании, которые не просто увольняли, но увольняли, нарушая все мыслимые нормы Трудового кодекса и Гражданского кодекса РФ. Однако всегда стоит помнить: времена кризиса рано или поздно проходят, но репутация недобросовестного работодателя надолго закрепится за фирмой. И тогда экономия на персонале, пусть и уже бывшем, со всей полнотой аукнется в будущей перспективе.

Закрыть