Методы поиска работы или работника

  С чего стоит начинать и как вести поиск работы, с одной стороны, и как найти хорошего специалиста для компании, с другой, — вот две актуальные проблемы, периодически возникающие в процессе жизнедеятельности. Поиск работы и поиск сотрудника — это тоже своеобразная работа, и времени она требует немало. По данным общероссийского социологического опроса, не менее 60% российских работодателей ищут сотрудников с помощью кадровых агентств, электронных и печатных средств массовой информации. Какой из этих инструментов наиболее удобен?
Самой высокой популярностью у работодателей и соискателей пользуется Интернет. Это вполне объяснимо: в современных условиях Интернет охватывает не только крупные города, но и районные центры. На сайтах, посвященных трудоустройству, есть возможность задать условия поиска вакансии или резюме с учетом возраста, пола, специальности, и таким образом быстро отсекать неподходящие варианты. Кроме того, большинство ресурсов — бесплатные. При многих плюсах поиска кадров и вакансий через Интернет у этого способа есть один серьезный минус - работодатель и соискатель получают и разбирают огромное количество писем. В результате шансы отыскать в потоке «макулатуры» подходящее письмо равны одному из десяти. Наиболее эффективным способом поиска работы Всемирную сеть становится для программистов, системных администраторах, а также специалистов, для которых графа «Опытный пользователь ПК» входит в ряд основных требований. Для компаний довольно эффективным в плане профессиональной отдачи будет размещение объявления о вакансиях на собственном сайте, который редко посещают случайные люди, но те, кому интересна работа именно в данном сегменте или фирме. Тем, кто оставляет в Интернете свои объявления, важно соблюдать ряд правил безопасности. В самом объявлении лучше не называть свою компанию, просто указав область деятельности. Вместо рабочего телефона и электронного адреса лучше дать е-mail, зарегистрированный специально для поиска сотрудника, ведь конкуренты не дремлют, информация о вакансиях и условиях оплаты труда может многое сказать им о планах и финансовом положении вашей фирмы. 
Другим, не менее популярным, способом можно назвать обращение в газету или журнал. Главная проблема, которая может при этом возникнуть, - правильная оценка ее читательской аудитории. Важно понять, попадает ли в нее потенциальный кандидат на должность. Наибольшую отдачу дают специализированные СМИ, каждое из которых имеет свой собственный круг читателей. «Экстра-конкурент: Все о работе» адресован топ-менеджерам, высококвалифицированным специалистам в каких-то узких областях. Газеты «Ярмарка», «Из рук в руки» просматривают представители массовых интеллектуальных профессий: торговые агенты, бухгалтеры, дизайнеры, менеджеры среднего звена, а также технический персонал. Привлечь внимание специалистов через прессу можно и другим способом: компания может подготовить статью о сложной и интересной профессии (потребность в которой необходима), а рядом с ней дать объявление о том, что приглашаем на данную вакансию. Тех, кто ищет кадры через печатные СМИ, подстерегает та же опасность, что и в Интернете: приходится работать с огромным количеством резюме. Дабы свести к минимуму трудозатраты, важно правильно составить само объявление (четко сформулировать требования к кандидатам и указать особенности работы). Поиск работы через газеты приносит успех многим соискателям; однако важно определиться, что именно ищешь, отсеивать объявления, текст которых предоставляет довольно туманные требования и условий труда. Например, часто встречается формулировка следующего характера: «В связи с расширением требуются специалисты» без дальнейшего пояснения, какие именно, или «Требуются специалисты для работы с людьми и документами, з/п 1000 у.е.», - это уже прямое попадание на сетевой маркетинг. Шанс попасть в поле внимания служб персонала - это публикация собственного объявления о поиске работы. По данным еженедельника "Работа сегодня" (г.Москва) на каждое объявление поступает от 5 до 7 реальных предложений работодателей. 
Эффективный способ поиска персонала — поиск через кадровые агентства. Менеджеры по персоналу способны подобрать специалистов, максимально соответствующих требованиям работодателя, и сэкономить ему массу времени. Компания-работодатель платит за услуги, но при этом получает гарантию, что в случае увольнения специалиста она получит достойную замену. С кадровым агентством имеет смысл работать фирмам, которые набирают примерно до 10 человек в год. Если же в компанию ежегодно приходит по 20-30 человек, то фирме стоит взять в штат специалиста по подбору персонала. Он будет гораздо лучше справляться со своей работой, досконально зная специфику своего предприятия. Здесь, как и в других случаях, следует учитывать, что чем больше нюансов при заполнении заявки будет учтено, тем эффективнее будет поиск требуемого специалиста. 
Для тех, кто сам находящихся в поиске работы, обращение к профессиональным рекрутёрам также довольно эффективно. У большинства кадровых агентств существует база данных кандидатов. Чтобы агентство занесло соискателя в базу данных, достаточно послать резюме по факсу или принести его непосредственно в агентство. Важно четко указать название вакансии, на которую специалист претендует и телефон. Возможно, повезет и резюме сразу встретит отклик - приглашение на собеседование. Подходит этот способ поиска работы и для тех, кто еще продолжает работать и находится в так называемом пассивном поиске. Помимо кадровых агентств существуют так называемые агентства по трудоустройству, принцип работы которых заключается в поиске вакансий под определенного человека. Стоит, однако, иметь в виду, что услуги таких агентств платные (цена за услуги варьируется).
Наряду с коммерческими структурами, специализирующимися на поиске и подборе персонала, существуют муниципальные центры занятости. Эти организации помогают найти работу бесплатно. Но, как показывает практика, в центры занятости обращается меньше половины от общего числа безработных. Связано это с определенными стереотипами как у самого населения, так и у работодателей, считающих ЦЗ – последним и нежелательным способом поиска работы. Тем не менее, в сложной ситуации не стоит сбрасывать со счетов обращение в региональное отделение центра занятости, где можно пройти бесплатное обучение на нужную профессию.

Не исключено, что специалисты, способные выполнять более ответственную работу, есть и внутри компании: стоит только присмотреться к коллегам и поспособствовать их профессиональному росту. Проводить ротацию внутри фирмы очень полезно, ведь если человек видит перспективу, он стремится учиться и лучше работать на благо предприятия. Ряд компаний присматривают будущих сотрудников в вузах и техникумах, проводят в университетах и институтах презентации, приглашают студентов на практику. Преимущества такого способа подбора персонала состоят в том, что на выходе организация получает специалиста, который не «испорчен» чужой корпоративной культурой и опытом. Еще один способ поиска кадров — выставки, конференции и семинары. Как правило, на такие мероприятия приходят лучшие сотрудники компаний, люди, которые могут внятно рассказать об их продукции, разбираются во всех ее особенностях. 
Распространенной практикой поиска работы является поиск новых кадров через друзей, знакомых и родственников. Однако опытные кадровики не советуют этого делать. Когда вы берете на работу специалистов, рекомендованных кем-то, вы попадаете в некую зависимость от них. Такими людьми, как правило, трудно управлять и от них сложно чего-то требовать. Для самих кандидатов поиск работы через знакомых тоже имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, информация, которую предоставляют знакомые, часто бывает информацией "из первых рук". С другой стороны, велик шанс потерять время, посещая бесперспективные собеседования только потому, что неудобно отказать человеку, хлопотавшему за вас. Кроме того, устроившись на работу "через знакомого", вы попадаете в весьма щекотливую ситуацию, поскольку происходит как бы смешивание разного рода отношений.
Многие фирмы вообще широко не публикуют информацию о своих вакансиях по разным соображениям. Если у вас имеются данные, позволяющие предположить, что той или иной фирме требуется специалист вашего профиля, достаточно эффективно использовать способ "прямого обращения", то есть звонок в интересную для соискателя фирму с целью предоставления своего резюме.


Лучше же всего использовать сразу несколько способов подбора персонала и поиска работы. Чем больше инструментов вы задействуете, тем быстрее получите результат. Все методы оправданы, задача лишь в том, чтобы определить наиболее эффективный для данного случая.


Закрыть